Особенности организационно-функциональной структуры подсистем региональной АСУ ’’Безопасность”
На региональном уровне успешно внедряются все основные подсистемы МАСУ ’’Безопасность”. Это обусловлено тем, что в регионах созданы достаточно мощные кустовые информационно-вычислительные центры — КИВЦ или вычислительные центры коллективного пользования ВЦ КП, которые располагают современными ЭВМ и квалифицированным персоналом, способным не только осуществлять эксплуатацию АСУ, но и проводить самостоятельные работы исследовательского и проектного характера:
Организационно-функциональная структура подсистем регионального уровня в основном одинакова, так как она содержит такие блоки
и звенья, которые характерны для любой АСУ, решающей задачи сбора, обобщения и анализа информации.
Можно выделить следующие три блока: корреспонденты, блок обработки данных и пользователи. Здесь не упоминается блок передачи данных, так как он не всегда является самостоятельным элементом.
В регионе задачи передачи информации от корреспондентов в ЦОД решаются, как правило, на технической и организационной базе, которая существует в УГА для связи авиапредприятий с управлением ГА.
Указанные выше три блока имеют самостоятельные значения для каждой подсистемы, но, с другой стороны, они являются типовыми для данной подсистемы уровня УГА.
Подсистема ’’Безопасность-2”. В подсистеме ”Безопасность-2”
осуществляется сбор, обобщение и анализ информации об АП, ПАП, ЧПа, ПВС, а также о нарушениях персонала, обеспечивающего полеты. По сравнению с подсистемой ”Безопасность-1 ” база данных исходной информации здесь значительно расширена.
На рис. 13 представлена схема организационно-функциональной структуры подсистемы ”Безопасность-2”.
Держателем информации является Инспекция по безопасности полетов УГА, а администратором базы данных — инженер подсистемы ”Безопасность-2”. В КИВЦ УГА (ВЦ КП) имеется группа эксплуатации ”Безонасность-2”. Вся информация из подразделений УГА в ЦОД поступает через диспетчерскую службу управления. Таким образом основное звено подсистемы — блок приема и переработки данных, включающий диспетчерскую службу УГА, Инспекцию УГА и КИВЦ (ВЦ КП)
Рис. 13. Организационно-функциональная структура подсистемы ’’Безопасность-2”:
1 — первоначальные донесения; 2 — формализованные отчеты; 3 — инспекторские предписания; 4 — массивы данных; 5 — запросы; 6 — ответы на запросы
УГА, который оснащен ЕС ЭВМ, а для оперативного режима — микроЭВМ. Структура этого блока аналогична блоку обработки информации подсистемы ’’Безопасность-!”.
Корреспонденты подсистемы ”Безопасность-2” — это те организации, которые поставляют информацию в базы данных подсистемы. Основной информацией являются сведения об АП, ПАП, ЧПа, ПВС. Эти данные поступают в Инспекцию УГА от комиссий по расследованию в соответствии с существующим положением в виде формализованных отчетов. Подразделения УГА направляют в Инспекцию УГА через диспетчерскую службу первоначальные донесения об АП, ПАП, ЧПа, ПВС.
Как уже упоминалось, в подсистеме ”Безопасность-2” осуществляется учет и анализ нарушений, допускаемых персоналом, который обеспечивает полеты. Эти данные Инспекция УГА получает от инспекторов и инспекционных комиссий, проводящих проверки состояния БП. На каждое нарушение заполняется специальная формализованная карточка.
В подсистему ”Безопасность-2” периодически ежеквартально поступает информация из подсистемы ’’Безопасность-1” на машинном носителе. Эти данные используются для сверки с данными основного массива и его корректировки при несоответствии, что обеспечивает единство данных и высокую достоверность информации подсистем ’’Безопасность-1” и ”Безопасность-2”.
Подсистемы регионального уровня, а также уровня авиапредприятий, такие, как ’’Надежность АТ” и ’’Надежность полета”, могут передавать в подсистему ”Безопасность-2” выборочные данные для выполнения комплексных анализов состояния БП и УГА.
Пользователями подсистемы ”Безопасность-2” являются подразделения и должностные лица, которые проводят анализ состояния БП, разрабатывают проекты мероприятий и вводят их в действие на уровне УГА и авиапредприятий. Командно-руководящий состав УГА как пользователь получает данные, необходимые в основном для принятия оперативных решений. Периодическая информация используется отделами и службами УГА, разрабатывающими проекты мероприятий но повышению БП в УГА, а также составляющими анализы состояния БП, которые УГА представляет в МГА.
Комиссии по расследованию является не только корреспондентом, но и пользователем, так как перед каждым расследованием и в процессе работы запрашивают много различных данных по аналогичным неблагоприятным событиям, происходившим ранее.
Инспекторские комиссии также в процессе работы делают запросы на информацию о нарушениях личным составом в предыдущие периоды времени.
Авиапреднриятия при проведении анализов состояния БП берут информацию из подсистемы ’’Безопасность-2”, так как эти данные являются официальными и достоверными, по ним можно делать обоснованные выводы о факторах, влияющих на БП в авиапредприятии. Командиры авианредприятий являются ответственными лицами за анализ информации по БП, поэтому они санкционируют запросы от служб и подразделений предприятия.
Подсистема ’’Надежность полета-2”. Подсистема ’’Надежность полета-2” предназначена для автоматизированного сбора, обобщения статистического анализа средствами ЭВМ данных по контролю техники пилотирования экипажей, подразделений, авианредприятий, УГА с целью повышению уровня безопасности полетов.
Реализация основных целей подсистемы достигается путем:
систематизации и анализа отклонений от заданных режимов полета;
разработки мероприятий по повышению уровня подготовки летного состава и экипажей ВС;
разработки мероприятий по совершенствованию процесса обеспечения эксплуатации ВС;
разработки мероприятий по совершенствованию процесса обеспечения полетов.
Подсистема ’’Надежность полета” является:
по функциональному назначению — подсистемой анализа показателей качества летной деятельности;
но функциональной структуре — комплексной подсистемой, состоящей из двух подсистем — модулей, работающих на единой информационной базе, с единым матобеспечением, подсистемы ’’Надежность полета-2”, обслуживающей пользователей УГА, и подсистемы ’’Надежность полета-3”, обслуживающей пользователей авиа предприятий (командно-руководящий состав КРС ОАО, АО, АЭ);
по характеру функционирования подсистемой вторичной обработки полетной информации, обеспечивающей возможность работы в составе одного или обоих модулей, локально или в составе МАСУ ’’Безопасность”;
по иерархическому признаку — региональной подсистемой с обслуживанием уровня авиапредприятий и информированием верхнего уровня отрасли, Главного управления летной службы (ГлавУЛС) МГА.
Исходными данными подсистемы являются:
отклонения и нарушения, выявленные в результате первичной обработки полетной информации бортовых средств контроля параметров полета, в участок расшифровки полетной информации (УРАПИ), участок эксплуатации средств объективного контроля — (УЭСОК) авиа — преднриятий;
данные анализа результатов первичной обработки полетной информации в летный отряд — (ЛО);
Рис. 14, Организационно-функциональная структура подсистемы ’’Надежность полета -2”:
1 — результаты первичной обработки полетной информации; 2 — результаты анализа; 3 — исходные данные; 4 — передача исходных данных в ВЦ КП (КИВЦ); 5 — данные о налете летного отряда; 6 — данные о налете ОАО;
7, 8 — ответы на запросы; 9 — отчетность по УГА; 10 — запросы; М 9М^ — модули подсистемы
данные о налете и количестве выполненных полетов по типам ВС
ЛО.
Функционально-организационная структура подсистемы изображена на рис. 14.
Корреспондентами системы, осуществляющими подготовку и передачу исходных данных, являются УРАПИ (УЭСОК); ЛО.
Блок приема, подготовки, накопления и обработки полетной информации осуществляет техническими средствами и персоналом КИВЦ (ВЦ КП) следующие функции:
прием, контроль и регистрацию входных данных и запросов пользователей;
формирование накопительных массивов (’’События” и ’’Налет”);
ведение базы данных и корректировка ее массивов;
обработку данных и решение функциональных задач;
формирование и печать установленных форм отчетности и выходных документов по запросам пользователей.
Функционирование информационного, программного обеспечения и КТС КИВЦ (ВЦ КП) УГА не зависит от средств подготовки и средств передачи исходных данных. Обеспечение функционирования блока приема подсистемы осуществляется группой эксплуатации. Руководит работой группы начальник группы эксплуатации. Он отвечает за ведение базы данных, своевременную корректировку и хранение массивов данных, программное и информационное обеспечение функциональных задач, за своевременность выдачи выходных форм отчетности и форм анализа. По его разрешению удовлетворяются запросы пользователей подсистемы и санкционируется доступ к ее массивам данных.
Пользователями подсистемы являются КРС летных служб авиапредприятий, КРС УГА и ГлавУЛС МГА, ГосНИИ ГА. Информирование пользователей верхнего уровня производится по документам периодической отчетности через летно-штурманский отдел — (ЛШО) УГА; информирование пользователей авиапредприятий — по выходным документам периодического анализа либо по формам-справкам, выдаваемым но нерегламентированным запросам. Документы периодической отчетности, документы периодического анализа и формы-справки представляются в виде двухмерных аналитических таблиц, формируемых на основе типовых, для всех подсистем МАСУ ’’Безопасность” функциональных программ.
Наряду с этим возможен анализ качества летной деятельности и по специальным алгоритмам оценки показателей. В подсистеме ’’Надежность полета” используется единый для всех подсистем МАСУ ’’Безопасность” информационный язык. Основой информационного обеспечения подсистемы является обобщенный кодификатор событий, входящий в состав Руководства по эксплуатации МАСУ ’’Безопасность”
В процессе функционирования ’’Надежность полета” взаимодейст вует с комплексом задач по сбору результатов первичной обработки полетной информации с периферийных устройств ”Луч-74” (КЗ ’’Сбор”). КЗ ’’Сбор” реализует техническими средствами и персоналом авиапредприятия функций корреспондентов подсистемы.
Подсистема ’’Надежность полета” может осуществлять информационное взаимодействие с любыми независимо от технических принципов их построения системами первичной обработки полетной информации, если в них соблюдены требования на информационно-технологическое сопряжение с подсистемой ’’Надежность полета”.
Модульный принцип построения подсистемы предопределяет ее дальнейшее совершенствование в направлении реализации распределенной вторичной обработки полетной информации с перераспределением состава функциональных задач между региональным уровнем (’’Надежность полета-2”) и уровнем авиапредприятий (’’Надежность полета-3”), с сохранением преемственности принципов построения информационного и программного обеспечения МАСУ ’’Безопасность” на обоих уровнях.
В соответствии со своим функциональным назначением подсистема ’’Надежность полета” решает следующие три комплекса задач: ’’Учет”, ’’Анализ”, ’’Информирование”.
КЗ ’’Учет” в свой состав включает:
учет событий (отклонений и нарушений по технике пилотирования) ;
учет налета летных отрядов;
поиск и отбор данных в массивах информации;
ведение классификатора;
ведение описателя (осуществляет создание и ведение информационной базы для решения функциональных задач двух других комплексов) .
КЗ ’’Анализ” в свой состав включает:
обобщенный анализ результатов контроля техники пилотирования;
анализ распределения событий по этапам полета;
анализ относительных показателей распределения событий при оценке эффективности мероприятий;
анализ распределения событий по виновникам (членам экипажа и службам), осуществляет статистическую обработку полетной информации, обобщенный анализ и выдачу сводных таблиц при оценке качества летной деятельности подразделений, авиапредприятий, УГА по типам ВС, этапам полета, периодам летной деятельности, группам и видам событий и причинам их появления.
КЗ ’’Информирование” в свой состав включает формирование таблиц:
’’Распределение событий по технике пилотирования по этапам и типам ВС”;
’’Обобщение результатов контроля техники пилотирования экипажей ЛО”;
’’Учет событий но технике пилотирования командира ВС” (осуществляет выдачу форм периодической отчетности, форм учета и справок).
Выходные документы по комплексам задач ’’Анализ” и ’’Информирование” делятся на формы: периодического анализа; периодической отчетности; справки. Формы периодического анализа и периодической отчетности выдаются в регламентированном режиме, формы-справки — по запросу.
Регламентация сроков выдачи устанавливается:
для документов периодической отчетности — действующими в МГА методиками, инструкциями и другими документами;
для документов периодического анализа — указанием начальника УГА.
Подсистема ’’Надежность АТ-2”. Автоматизированная подсистема сбора, обобщения и анализа информации об отказах и неисправностях авиационной техники (’’Надежность АТ”) входит в состав многоуровневой системы управления факторами безопасности полетов для гражданской авиации СССР (МАСУ ’’Безопасность”). Подсистема разработана с целью совершенствования комплексного анализа безопасности полетов и подготовки перехода к техническому обслуживанию и ремонту АТ по состоянию.
В ГА СССР существует и развивается система управления надежностью АТ, имеющая (рис. 15):
ГосаВианадзор СССР СпсаВиарегистр СССР |
Рис. 15. Схема управления надежностью |
объект управления;
иерархический многоконтурный управляющий орган; среду (министерства-поставщики АТ и комплектующих изделий, Госавиарегистр СССР и Госавианадзор СССР).
В этой системе реализуются процессы по поддержанию и повышению уровня надежности авиатехники.
Объект управления можно представить в виде динамической системы. Входом являются мероприятия по поддержанию и повышению надежности, внедряемые управляющим органом; выходом — значения уровня надежности АТ, полученные в результате обработки исходных данных. Информационная база, формируемая в ЦОД, предназначена для представления лицам, принимающим решения, и организациям, разрабатывающим мероприятия, данных, необходимых для разработки проектов мероприятий и принятия решений по поддержанию и повышению уровня надежности АТ. Состав данных, находящихся в информационной базе, определяется решаемыми задачами, глубиной их проработки, а также уровнем управления. С возрастанием уровня управления информация имеет более агрегированный вид.
Уровень АТБ, который является источником информации в системе управления надежностью авиатехники, характерен тем, что на нем в отличие от других уровней не только разрабатываются, но и внедряются все мероприятия но поддержанию и повышению надежности АТ. Поэтому на данном уровне в первую очередь целесообразно внедрение автоматизированной системы сбора, обработки и анализа данных об отказах и неисправностях АТ. При наличии в данном регионе ВЦ КП (КИВЦ) подсистема ’’Надежность АТ” объединяется в региональную автоматизированную подсистему ’’Надежность АТ”. Подсистема ’’Надежность АТ”, функционирующая на уровне предприятия, региона, является основой отраслевой и в дальнейшем межведомственной автоматизированной системы анализа надежности авиатехники.
Подсистема ’’Надежность АТ” предназначена для сбора, хранения и статистического анализа данных об отказах и неисправностях АТ с целью обеспечения лиц и организаций, ответственных за подготовку и принятие решений в области обеспечения и повышения надежности авиатехники, безопасности и регулярности полетов, информацией о состоянии АТ.
В соответствии со своим назначением подсистема решает следующие четыре комплекса задач: ’’База”; ’’Информирование”; ’’Анализ надежности АТ”; ’’Оперативное информирование”.
КЗ ’’База” в свой состав включает:
учет данных off отказах и неисправностях АТ;
ведение данных о наработках АТ за заданный интервал времеш учет результатов исследований отказавших изделий; взаимодействие с подсистемами МАСУ ’’Безопасность”’
взаимодействие с другими АСУ МГА; взаимодействие с АСУ смешанных министерств; взаимодействие с задачами комплекса оперативного информирования;
поиск данных основных массивов;
ведение классификатора и описателей наборов данных.
КЗ ’’Информирование” в свой состав включает: текстовое описание отказов и неисправностей АТ; расчет аналитических таблиц с подсчетом процентов и средних показателей;
расчет аналитических таблиц относительных показателей; расчет таблиц причин (факторов); представление данных в кодированном виде; формирование КУН АТ по форме 1а.
КЗ ’’Оперативное информирование” на базе микроЭВМ ’’Искра — 226” (III комплектации) в свой состав включает: информирование по произвольным запросам; оперативное информирование по стандартным запросам; повторяемость неисправностей АТ; неисправности систем АТ; оценка уровней надежности;
выдача рекомендаций но устранению характерных отказов; формирование рекламационных актов.
Основными факторами, определяющими эффективность подсистемы, являются:
повышения полноты и качества обработки информации; повышение качества и оперативности разрабатываемых мероприятий по улучшению уровня безопасности и регулярности полетов, надежности авиационной техники;
внедрение новых методов анализа и использование данных о надежности АТ, в том числе разработка методов эксплуатации и ремонта по состоянию с контролем уровня надежности;
сокращение сроков представления информации на оперативные запросы за счет применения микроЭВМ, установленных на рабочих местах пользователей;
сокращение времени оперативных форм обслуживания.
Функционально-организационная структура подсистемы ’’Надежность АТ” представлена на рис. 16. По функциональной структуре подсистема является комплексной, состоящей из двух подсистем-модулей, работающих на единой информационной базе, с единым математическим обеспечением: ’’Надежность АТ”, обслуживающая пользователей предприятия, и ’’Надежность АТ-ГосНИИ ГА”, обслуживающая пользователей верхнего уровня отрасли.
Подсистемы
Исходными данными являются: отказы и неисправности АТ; данные о наработках АТ; отчеты, акты, заключения о результатах исследований отказавших изделий.
Данные об отказах и неисправностях в виде карточек учета отказов и неисправностей авиационной техники (КУН АТ) по установленной форме из подразделений АТБ поступают в группу надежности (ГН), входящую в состав лаборатории надежности и технической диагностики (ЛНТД) АТБ, где осуществляется кодирование информации. При наличии в ГН устройства подготовки данных на машинном носителе специалисты группы надежности осуществляют подготовку данных на магнитную ленту (МЛ). Подготовленные данные в виде оформленных бланков либо магнитной ленты поступают в группу эксплуатации ’’Надежность АТ” ВЦ, где осуществляется ввод их в ЭВМ.
Данные о наработках планера в часах и посадках, двигателей в часах и запусках и наработках подконтрольных агрегатов поступают в подсистему ’’Надежность АТ”. Результаты исследований отказавших изделий вводятся в подсистему в режиме добавления (пополнения) ранее введенной информации.
Держателем информации на уровне эксплуатационного предприятия, УГА является ГН АТБ. Пользователи подсистемы обращаются в ГН с запросами на информацию. Специалисты ГН составляют заявку на получение выходных документов, передают заявку в группу эксплуатации подсистемы ’’Надежность АТ” ВЦ. Специалисты группы эксплуатации программным способом получают необходимые выходные документы
и передают их в ГН АТБ. Специалисты ГН проверяют выходные документы на соответствие запросу и передают их пользователям. Срок получения ответов на запросы не превышает суток с момента получения запроса, зависит от ранга пользователя и удаленности от АТБ.
В режиме регламентированного информирования из подсистемы "Надежность АТ” выдается информация по установленным формам и срокам. Эта информация используется для составления отчетных документов. С полугодовой периодичностью готовятся статистические формы на МЛ для передачи в ГосНИИ ГА, которые используются для формирования данных по надежности АТ в отрасли.
Режим оперативного информирования реализован на базе микроЭВМ "Искра-226” (III комплектации), которая устанавливается на рабочем месте специалистов ГН. Организация автоматизированных рабочих мест в подразделениях АТБ дает возможность обращения за информацией в любое время суток и получения ответов в течение 10—15 мин.
В подсистему "Надежность АТ — ГосНИИ ГА” данные об отказах и неисправностях поступают тремя потоками:
из эксплуатационных предприятий, где функционирует "Надежность АТ”, на МЛ ежеквартально;
из эксплуатационных предприятий, где функционируют системы "ЭНАТ” на МЛ ежеквартально, в соответствии с требованиями на передачу информации;
из эксплуатационных предприятий, где не функционирует "Надежность АТ”, на бланках КУН по форме 01 .HAT.85.
Данные о наработках по типам ВС и УГА, ОАО поступают в подсистему "Надежность АТ — ГосНИИ ГА” из МАСУ ИАС.
Держателем информации на уровне отрасли является соответствующий отдел ГосНИИ ГА. Он обеспечивает информацией пользователей подсистемы по разовым запросам и в регламентированном режиме. Отдел ГосНИИ ГА обеспечивает передачу информации об отказах и неисправностях из-за конструктивно-производственных недостатков в Минавиапром СССР на МЛ в формате КУН (форма 1а).